Михаил Добкин: Авакова-человека уважаю, Авакова-губернатора — нет

Харьковский городской голова Михаил Добкин во вторник 27 марта провел 2-ую on-line пресс-конференцию. Во время общения с харьковчанами, мэр ответил на вопросы интересующие территориальную громаду: проблемы застройки, транспорта и прочее.


Зачем строить в районе парка имени Горького новый Дворец водных видов спорта, если на стадионе, рядом с действующим бассейном «Акварена», разрушается недостроенная 100-метровая (в Украине таких еще нет!) ванна и трибуны бассейна, строительство которого началось еще в УССР? Мэры прошлых лет неоднократно обещали достроить и задействовать это уникальное сооружение. Если у города появились средства для строительства нового бассейна, то лучшего проекта, видимо, не придумать. Тем более, что уже готовая техническая документация где-то имеется и можно не тратиться на проект.

Прежде чем принимать решение о строительстве нового бассейна, где будет открыта школа Яны Клочковой, Героя Украины, нашей «золотой рыбки», мы взвешивали все за и против. К сожалению, все спортивные площадки не подходят под те планы, которые мы связываем с реализацией в городе строительства нового дворца водных видов спорта. Сегодня есть потребность в строительстве нового ледового дворца. Потому что катки в городе не покрывают потребностей харьковчан. Сегодня нет возможности удовлетворить все потребности территориальной громады в кортах. И это же самое я могу сказать о бассейнах. Все бассейны очень загружены и не могут удовлетворить всех запросов жителей. В отношении ледовых площадок у меня есть четкое понимание, как это будет реализовано. Есть предложения от бизнес-структур по строительству коммерческих катков. В следующем году презентуем новый Дворец зимних видов спорта. Нет проблем со строительством новых теннисных кортов, в этом году уже одно сооружение открыто, откроется еще одно спортивное здание, где будет восемь кортов. Это удовлетворит потребности и запросы харьковчан и представителей Федерации, которые хотят проводить соревнования по теннису международного уровня. А вот бассейнов очень не хватает. Олимпиада в Пекине, скорее всего, последняя олимпиада для пловчихи Яны Клочковой. Дальше ее карьера будет складываться как карьера тренера. В каком городе она будет реализована? Это наличие базы для тренировки детей, как на коммерческой, так и бесплатной основе. Для меня, как для мэра, имеет значение, чтобы наша Золотая рыбка Яна Клочкова наряду с людьми, которые хотят на коммерческой основе обучаться плаванию, тренировала харьковских детей бесплатно. Будущие спортсмены рождаются не только в тех семьях, где есть возможность оплатить тренировки. Один раз, вложив деньги в строительство нового центра, мы навсегда получим возможность бесплатно учить детей плаванию. Это наш вклад в воспитание будущих поколений. Если мы это реализуем - значит мы не зря живем на этой земле.

По ул. Кирова в непосредственной близости от территории Главпочты и здания банка находится площадка, на которой стихийная мусорка. Прошу Вас принять меры к наведению там порядка, может быть, отдайте землю в частные руки - пусть люди поддерживают порядок.

Это один из вопросов, который сегодня используют и критики городской власти, и сама власть. Ул. Кирова - территория поблизости от Главпочты и банка - это одна из трех частей Конного рынка, который критикуется нынешней городской властью с первого для нашей каденции. Там разные собственники, люди, скажем так, имеющие разный материальный достаток и разную территорию. Кто- то может и хочет благоустроить свою территорию - это, при всей моей критике рынка, - «Металлист-А» , он управляет одной частью рынка. Вторая не имеет такой материальной возможности. И выстраивает свои отношения, основываясь на интересах предпринимателей, а интерес их: минимум - вложений, максимум - дохода. Поэтому мы имеем сегодня машины, которые еще 10 лет назад не передвигались, а сегодня служат складами, строения в ужасном сотоянии, похожие на землянки времен освобождения Харькова от немецких захватчиков. И все это вкупе имеет полную бесконтрольность при ведении бизнеса. И сегодня люди, приходящие вести бизнес на этот рынок договариваются не с администрацией рынка, а с субарендаторами. И требования там, не соответствуют ни каким требованиям, которые предъявляет городская власть. Отсюда грязь и пробки. Мои предшественники не удосужились заняться этой проблемой. У них были другие проблемы. Они не поняли, что Харьков - это не один большой рынок, это огромный мегаполис. Для людей то, что происходит на Конном рынке - это огромная боль и позор, и людьми движет желание исправить эту ситуацию. Они требуют исправить ее от власти. Это не Харьков. Я помню свои ощущения от Русланы на Евровидение; я понял - это не Украина, это не мы, это что-то другое, и к моему горю - она его выиграла. Вот то же самое чувствуют и харьковчане - это не мы, это не Харьков. И поэтому я хочу предупредить, что рынки будут вычищены и убраны, а по возможности те рынки, которые изжили себя, будут вынесены за территорию центральной части города. Он уже давно стал оптовым. Это не рынок для людей, это рынок для организаций, и мы вынуждены вынести его за территорию города, чтоб большегрузные машины не заезжали в центр города. И пусть маленькие машины забирают потом продукцию и развозят по магазинчикам и супермаркетам. Так везде, в Европе, куда мы стремимся. Я уверен, что ул. Кирова, станет красивой улицей и там не будет Конного рынка, а там будет недорогой супермаркет или мегамаркет.

— Когда планируется отчет Жилкомсервиса, как коммунального предприятия, о проделанной им работе? Интересует: суммы расходов, на что потрачены деньги, количество обращений граждан, процент решенных проблем.

— Очень конструктивный вопрос от представителя территориальной громады, от имени которого был создан Жилкомсервис. В ответ на замечания областных властей о работе Жилкомсервиса, я пытался объяснить, что это не оценка человека, который руководствуется хозяйственными критериями, это оценка политика. Это относится к человеку, который интересуется целесообразностью создания КП «Жилкомсервис» и свои выводы будет делать по происшествии определенного времени. Я всегда в противовес задаю вопрос: «Вас интересовала деятельность всех коммунальных предприятий, которые работали с городом, например, предприятия по имени ЖЭК?». Я не слышал раньше заявлений ни от губернатора, ни от депутатов, ни от других представителей партий, что им не нравилась работа ЖЭКов до начала реформы ЖКХ. Харьковчан то положение дел не устраивало. Жителей, которые пользовались услугами ЖЭКов, эта работа не устраивала. Губернатора и замов - устраивала, лидеров всех национально-патриотических сил - устраивала. Лидеры были довольны, а территориальная громада довольна не была. Поэтому она сделала выбор - против ЖЭКов, против существовавшей системы. Они вычистили горсовет от представителей правых партий и позволили новой городской власти реализовать часть избирательной программы. Жилкомсервис для многих харьковчан это некий заменитель ЖЭКов, которые работали бесконтрольно, которые не предоставляли никакие услуги - ни плохие, ни хорошие. Критиковать даже нечего, кроме системы, кроме отношения. Услуг не было. Жилкомсервис сегодня объединил все обязанности ЖЭКов, которых было почти 2 сотни. Это позволило не только сэкономить огромные средства, которые направлены на решение проблем в ЖКХ. Это позволило городской власти построить систему, которая обеспечивает контроль, позволяющий четко сказать, имеет ли право городская власть, получив деньги за квартплату от жителей, оплатить ту или иную услугу. Жилкомсервис - один из механизмов установления многоуровневого контроля. Он не только аккумулирует всю квартплату от харьковчан, что дает ему возможность контролировать выполнение услуги, но и материально наказывать организации за недобросовестное исполнение услуг. Если сегодня что-либо не выполняется, это не значит, что Жилкомсервис работает плохо. Это говорит о том, что городская власть не до конца выстроила систему взаимоотношения между территориальной громадой и предприятиями ЖКХ. Пока данная ситуация существует, весь груз критики направлен в адрес городской власти. Мы к критике прислушиваемся и максимально учитываем все негодование жителей, все несоответствия качеству услуг, которые мы требуем от предприятий. На основании этих требований осуществляется оценка деятельности городского головы. Я согласен это выслушивать претензии, и до последнего не передам эти функции ни заму, ни кому другому. Я все это вытерплю. Главное, чтобы мои требования были услышаны руководителями предприятий, Жилкомсервисом и представителями территориальной громады. Я это принимаю как должное.

— Уважаемый Михаил Маркович! Обращались к вашему предшественнику и к Вам о срезе деревьев, которые находятся возле нашего дома (переулок Руставели, 2). Вопрос решается уже 4 год (нас посетили 3 комиссии), но так и не решен. Когда мы дождемся его решения Письменное заявление последний раз отправили вам в марте 2007 г.

— В этом году выделено кардинально больше средств на приведение в порядок деревьев, отслуживших свой жизненный срок. Я уверен, что по пер. Руставели мы завершим работы в августе этого года. А остальная работа будет завершена после распределения средств по перевыполнению городского бюджета.

— САМЫЙ БОЛЬНОЙ ВОПРОС: Когда в Харькове на улицах будет меньше песка? Возможно ли закупить пескоуборочные машины? Когда будут отремонтированы дороги в районе Центрального рынка. А также будут убираться улицы на противоположных сторонах от рынка (как мне кажется, это недоработка ЖЭУ Ленинского района). Кто может повлиять на разрешение всех этих наболевших для нас вопросов?

— Чтобы обеспечить качественный ремонт дорог и реализацию всех этих средств, заложенных в бюджете, и обеспечить качественную уборку улиц после зимы, в том числе и от песка, был создан Департамент по ремонту и реконструкции в городе. Я провел переговоры с компаниями, которые работали по перекладке дорог, по капремонту и реконструкции дорог. Стало понятно, что компании не в состоянии обеспечить такое качество дорог, как в Одессе, Донецке и Днепропетровске. Они не могут контролировать все средства на ремонт дорог. Мы стали перед выбором - либо приглашаем дорогостоящие компании, которые представляют европейское качество, мы пускаем на рынок иностранные компании, и платим им больше. Либо предъявляем другие требования к существующим структурами и на рыночной основе предлагаем побороться за освоение бюджетных средств. Город в 2007 г. выделяет в 3 раза больше бюджетных средств на ремонт дорог, чем в 2006 г. Когда власть поменялась, то мы в 3 раза увеличили финансирование ремонта и реконструкции дорог. Можно говорить о методах, масштабности, привлечении кого-либо к ремонту дорог, но когда мы садимся за руль машин - мы реально сталкивается с качеством дорог. И огромное количество просьб от избирателей я слышал в отношении капремонта харьковских дорог. Мы отказались от дорогостоящих услуг иногородних компаний, в этом году мы должны освоить максимальное количество бюджетных средств на ремонт дорог через харьковские компании. Мне бы хотелось, чтобы все средства на ремонт дорог были освоены и реализованы нашими компаниями, чтобы налоги платились здесь, чтобы люди, которые ремонтируют дороги, испытывали радость от полученной прибыли, но и чувство ответственности за свою работу перед территориальной громадой.

— УВАЖАЕМЫЙ, МИХАИЛ МАРКОВИЧ! КОГДА ГОРОД НАЧНЕТ РЕСТАВРИРОВАТЬ ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ГОРОДА? В ЧАТНОСТИ, ДОМА ПО УЛ. УНИВЕРСИТЕТСКОЙ, НАПРОТИВ ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ. ВЕДЬ ЭТО ЛИЦО ГОРОДА, А ЛЮДИ, ПОСЕЩАЮЩИЕ МУЗЕЙ И ПРИЛЕГАЮЩУЮ ПЛОЩАДЬ, ВИДЯТ ЭТИ ДОМА В ТАКОМ УБОГОМ ВИДЕ, ЧТО НЕПОНЯТНО, ЧТО ОНИ БОЛЬШЕ ЗАПОМНЯТ - МУЗЕЙ ИЛИ ДОМА НАПРОТИВ.

— Отвечая Александру, хочу сказать: городская власть определила исторический ареал города. Туда попала и улица Университетская, где я имел честь жить. И Сумская, и Пушкинская, и Дарвина должны быть отреставрированы. Не только эти улицы, но и прилегающие к ним. Все здания должны быть приведены в хорошее состояние, и не за счет бюджета, а за счет собственников. Здесь мы не будем изобретать велосипед и найдем путь договариваться с собственниками: чем лучше будут отремонтированы фасады, тем выше будет стоимость недвижимости. Что касается ул. Университетской, то это - исторический центр, еще раз повторяю: исторический центр. Уверен, что тут можно развивать, в том числе, и туристические маршруты. Харьков обязан привлекать туристов, но городская власть должна разработать туристический маршрут. И в его основе, на мой взгляд, то, что может привлекать туристов - как раз Епархия, пл. Конституции которая должна принять абсолютно европейский вид, ул.Сумская, которая станет пешеходной по выходным и туристы смогут насладится всем архитектурным обликом, который Харьков имеет. Я хочу чтоб и Исторический музей, после реконструкции расширил свои площади и экспозиции, и Художественный музей - его развитием тоже можем привлечь туристов. Харьков своим обликом сможет привлечь туристов, и мы будем презентовать его облик во всех справочниках.

— Назовите ваше самое большое достижение за год, который вы провели в кресле мэра.

— Все мои самые большие достижения как мэра еще впереди.

— Вы до сих пор сами курируете сферу ЖКХ?

— Я до сих пор курирую сферу ЖКХ. ЖКХ - главный приоритет моей работы на посту мэра. Я считаю, что информация, которая доходит до меня с моих приемных по районам города, по телефону «062», по информации профильных управлений, оставляет право считать, что сфера ЖКХ продолжает быть приоритетной, но и проблематичной для харьковчан. За все годы постсоветского пространства в Украине еще не было сделано ничего, что можно было бы отнести в актив любого правительства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Местная власть была оставлена один на один со всеми существовавшими и надвигавшимися проблемами, которые все видели, но никто их не решал. Потому что невозможно было привести тарифы к экономически обоснованным, потому что находились, с одной стороны, в системе управления регионом, а с другой - в системе избирательной кампании. Не хотели решать эти проблемы ЖКХ, потому что вопросы, которые могли быть решены, приносили пользу чиновникам несопоставимую с пользой от решения глобальных вопросов. Моя избирательная кампания была построена на проблемах жилкоммунхоза, на отмене тарифов, необоснованно завышенных предшественником, и на реформе ЖКХ. Сегодня я не испытываю стыда ни за один день своей работы, ни за одно свое решение. Первое решение - отмена необоснованно повышенных тарифов. Сегодня определенная часть журналистов позволяет себе публиковать данные, что через месяц после выборов мэр ввел новые тарифы. Это относится к непрофессионализму журналистов. Может, есть заангажированность людей, которые пишут то, что им позволяют писать. Харьков более года жил по старым тарифам на жилищно-коммунальные услуги. Мы их повысили в новых экономических реалиях, когда стоимость газа была другой, как и стоимость стройматериалов, и минимальная зарплата. Мы также предъявили новые требования, в первую очередь для себя, - стоимость квартплаты увеличится вместе с реформой ЖКХ, о которой вообще никто не говорил и не хотел за нее браться. Прошлый год заставляет меня еще раз подписаться под своим решением оставить нести полную ответственность за реформы ЖКХ. Вселяет уверенность в то, что все сделано правильно, количество жалоб от харьковчан. Этот показатель утверждает меня в мысли, что приоритеты были расставлены правильно - заниматься надо не собственным пиаром, а решением животрепещущих для харьковчан вопросов. Мне советовали: «Зачем вы берете на себя сложные проблемы? Назначьте заместителя, будет нагнетание ситуации - увольте его и назначьте другого». Я не мог понять, как можно советовать то, против чего я агитировал во время избирательной кампании. Нельзя закрывать глаза на проблемы ЖКХ. Сегодня ввиду износа основных фондов, развала системы, ЖКХ выглядит катастрофически. Придет новый мэр - последствия сегодняшних проблем будут выглядеть более катастрофично. Зачем это сваливать на последователей? Это приводит к краху власти. Лучше сегодня, взвалив на себя этот груз, решить накопившиеся проблемы. Сфера ЖКХ останется в сфере моих приоритетов. Я вынесу всю критику, все противодействие со стороны политических структур, но я не отмахнусь от этих проблем. Я хочу поставить в известность представителей территориальной громады, что ЖКХ до конца этого года останется в сфере прямых интересов мэра. Пока система не будет отлажена так, что я смогу уделять внимание ЖКХ раз в неделю, а останусь рядом с этими людьми.

— Что нужно сделать, чтобы Вы помирились с губернатором?

— Я не ругался с губернатором. Губернатор, в моем понимании, - человек, который готов вопреки своим позициям и политическому окружению найти путь к стабилизации ситуации в регионе, к объединению всех людей, политических сил, всех лидеров региона. Если идти по логике вопроса, то я в Арсене Авакове не увидел губернатора в большом понимании этого слова. Он яркий представитель «Нашей Украины». Несмотря на то, что я их уважаю, как политических соперников, но их вес в регионе настолько ничтожен, что я не позволяю себе представить губернатором человека от этой политической силы. Их часть в городе ничтожно мала - около 3-4%. Это позволяет говорить, что нынешний губернатор не представляет территориальной громы. Он представляет узкую, маргинальную политическую партию, за рамки которой он не попытался выйти в попытке стать губернатором. Я еще раз говорю, как к человеку я отношусь к нему с уважением, но я без уважения отношусь к нему, как к губернатору. Он не стал губернатором, не стал носителем интересов большинства в территориальной громаде. Он закрылся, как улитка от проблемных вопросов, на которые не имел ответа. Он остался отстаивать интересы не территориальной громады, а семьи президента, которая ограничивается на территории Харьковской области Петром и Ярославом Ющенко, но они не определяют интересов всех харьковчан. Очень трудно разговаривать с таким человеком, я готов его поздравить с тем, что он за два с лишним года вошел в список самых богатых людей Украины, но я разочарован, что этот капитал заработан на горе, слезах, и бедах харьковчан, которые не нашли в нем поддержки. Все что им предлагалось, отторгалось территориальной громадой - что хорошо для львовянина, не подходит харьковчанину. И сегодня это видно из цифр - его поддерживает 3%. Это не победа Добкина, как представителя Партии регионов. Это трагедия Слобожанщины, которой навязали человека с чуждыми принципами и абсолютно некомпетентными методами управления Харьковской областью. Так что, нет конфликта между мэром и губернатором, есть проблема отторжения инородного тела и имя его - Арсен Аваков.

— Уважаемый Михаил Маркович, Скажите, пожалуйста, каким образом контролируется деятельность строительных компаний? Какие разрешения должен получить застройщик? И как выявить недобросовестных застройщиков?

— Вчера был ровно год, как состоялись выборы в органы местного самоуправления, и большая часть избирательной кампании была построена на необходимости новых взаимоотношений между застройщиками и территориальной громады. Большинство строительных компаний после определенной работы согласились с мнением городской власти, и сегодня нет проблем в отношениях городская власть - территориальная громада - строительные компании. Это притом, что немалая часть ранее выделенных территорий под застройку была отменена либо приостановлена. По прошествии года я могу заявить, что самые резонансные и наиболее проблемные участки, которые вызывали много вопросов среди застройщиков, общественных организаций, которые отстаивали интересы бизнеса, в том числе и строительного, удалось решить так, что были учтены интересы и громады, и компаний, которые вели строительный бизнес в Харькове. Кроме тех, кто данную ситуацию пытается представить в виде политики, а недоразумения объяснить разногласиями с городской властью на почве политических несогласий. Подавляющее большинство строительных компаний на рынке недвижимости с интересом приняли новшества, которые в течение года были реализованы в Харькове. В частности - наведение порядка в выделении земельных участков. Позитивно было воспринято решение уйти от точечной застройки Харькова, предоставить возможность реализовывать планы компаниям, которые пытались реализовать проекты по застройке кварталов. Решение структуры, разработавшей генплан Харькова при котором город должен был развиваться внутрь себя, было обусловлено тем, что за расчеты взяли уменьшение населения Харькова - к 2025 году Харьков, по исходным данным генплана должен был вернуться на позиции города-миллионника. Мы в своих взглядах на развитие города придерживаемся мнения, что город обязан брать приоритетом 2 миллиона жителей, и закладывать расчеты для мегаполиса ориентируется на достижение 2 млн. человек населения. А значит, надо расширять город за пределы окружной дороги. Киевляне предлагали развиваться, используя территории, которые были ограничены окружной дорогой. Нас такие планы не устраивали, поскольку они приводили к уплотнительной застройке, к проблемам изменения исторического центра города, архитектурной задумки, которая закладывалась 100 лет назад. Она не может измениться только по желанию людей, которые разрабатывали генплан города. Исторический центр Харькова сложился исходя из жизнедеятельности, пожеланий и приоритетов, которые закладывались нашими предшественниками. Бекетов, Краснов вкладывали смысл в архитектурный облик города. Мы не просто первая столица, мы во многом определяем архитектурный и духовный облик нашей страны. То, что предлагаем мы, несет свою идеологию, никто не доказал, что наша точка зрения не имеет права на жизнь. Расширение границ Харькова идет по примеру Киева, по примеру регионов, которые пытаются искать пути развития в будущем, а не в прошлом.

— Уважаемый Михаил Маркович! Неужели будет убрано движение трамваев по ул. Пушкинской? Ведь опыт ул. Петровского показал, пробки остались, а людей лишили надежного экологически чистого вида транспорта. Любое маршрутное такси не заменит трамвай, и не улучшит экологию. Просто надо навести порядок с парковкой автомобилей, а то у нас все не обращают внимания на знаки, останавливаются, где хотят. Вот где надо навести порядок!

— Уважаемые харьковчане, избиратели, вопрос по поводу ликвидации трамвайных путей по ул. Пушкинской окончательно не решен. Мы дали задание сделать нам два проекта реконструкции Пушкинской. Один предполагает ликвидацию трамваев по этой улице, второй оставляет улицу в нынешнем виде. Вопрос в том, что более выгодно для территориальной громады - убрать или оставить трамвай. Сегодня специалисты готовят расчеты. Они будут представлены громаде. На мой взгляд, по имеющимся на сегодня данным, трамвай надо убирать, поскольку он приводит к деформации жилого фонда. Для обеспечения бесперебойного движения в центре города, с возможными развязками, мы обязаны предусмотреть все возможности. Если же мы оставим трамвай, то не сможем сделать наши задумки - сделать ул. Пушкинскую реверсной по отношению к Сумской. Окончательное решение будет обнародовано после представления выводов Департаментом реконструкции дорог и проектов, сделанных специалистами по заказу Департамента. Только после этого мы примем окончательное решение - быть ли трамваю на улице Пушкинской.

— Каким образом можно ознакомиться со списком домов, которые планируются отремонтировать и кто составляет эти списки? О таких списках говорилось на прошлой конференции.

— Этот перечень будет составляться, в первую очередь, по тем обращениям, которые поступили ко мне в течение 2006 года, сначала как к кандидату на пост Харьковского городского головы, потом как к мэру города. Эти перечни согласованы с председателями райсоветов, с управлением жилищного хозяйства. Пропорционально в разрезе каждого района будет производиться капитальный ремонт жилого фонда. Претензий по поводу ремонтных работ к городской власти не будет. Ремонт будет производиться так, чтобы вся потребность жителей Харькова была учтена при формировании списка домов, которые будут отремонтированы капитально.

— Які саме земельні ділянки будуть виставлені на земельний аукціон, що має відбутися у травні-червні цього року? Їхня площа? Розташування? Скільки земельних аукціонів планується провести протягом цього року? Скільки земельних ділянок передбачається виставити на торги? Яку суму планується отримати до міського бюджету?

— Этот вопрос находится в компетенции Департамента градостроительства, архитектуры и земельных отношений. Предложения будут выставлены на апрельскую сессию, где депутаты выберут те земельные участки, которые попадут на первый земельный аукцион. Депутаты вынесут решение о приобретении этих участков или передаче их в аренду.

Материалы 1-ой on-line конференции можно прочитать здесь.