Ф. Аббасов: "Частный бизнес в сфере ЖКХ - это неизбежно"

Советник Харьковского городского головы по экономическим вопросам Фазиль Аббасов стал широко известен харьковчанам.


Он стал известен сравнительно недавно, когда во всеуслышание объявил о начале реализации в Харькове национального пилотного проекта по кардинальному реформированию всей системы жилищно-коммунального хозяйства. Это и стало основной темой диалога Фазиля Севиндиковича с харьковчанами во время их общения на "горячей" линии "Слободы". Впрочем, харьковчан интересовали и другие проблемы.

 

          - Добрый вечер, вас беспокоит инженер-экономист на пенсии Владимир Григорьевич. Я читал публикацию в газете "Слобода" по поводу эксперимента по реформе ЖКХ, и у меня появилось несколько, как мне кажется, дельных предложений, своя концепция. Могу ли я договориться с вами о личной встрече, чтобы изложить ее?

         - Да, конечно. Но если у вас сейчас есть конкретный вопрос ко мне, я готов ответить.

         - Спасибо. По какой методологии будут насчитываться тарифы на квартплату и услуги ЖКХ, а также тарифы на тепло и горячую воду? Будет ли учитываться постановление Кабмина № 560?

         - Дело в том, что все тарифы на ЖКХ рассчитываются на основании этого постановления. Но тарифы, которые будут установлены в домах типа ОСМД (объединение совладельцев многоквартирных домов) или ЖСК (жилищно-строительные кооперативы), будут считаться не на основании этого постановления, а по фактическим затратам, рассчитанным правлениями этих объединений. Эти тарифы могут быть процентов на 30 меньше, чем утвержденный тариф. Поэтому населению будет выгодно самим организовывать такие объединения.

          - К вам обращается пенсионер Татьяна Иосифовна Толмачева. Почему мы платим за воду по норме 11 кубометров с человека, когда на самом деле потребляем ее в несколько раз меньше? Со мной согласятся все, у кого есть счетчик. Отсюда и недовольство жителей, ведь тарифы все время растут...

         - Я согласен с вашим мнением. Этот вопрос сейчас обсуждается на общественных слушаниях - по их результатам будет принято решение, в котором мы обязательно учтем и ваше предложение.

         - У меня еще вот какое замечание. В соседнем Белгороде, где недавно побывали наши знакомые, их потрясла чистота и ухоженность города - проблема с вывозом и утилизацией мусора там давно решена. Жители часть средств за услуги перечисляют на эти нужды. Там даже построен завод по утилизации твердых бытовых отходов. У нас эта эпопея длится уже годами, а мусора все больше.

         - Одна из идей нашей реформы - поменять основы взаимоотношений между предприятиями, оказывающими услуги, и заказчиками этих услуг. Представьте себе: заказчиков услуг у нас около полутора миллионов человек - все харьковчане. А из-за отсутствия в этой сфере элементарных рыночных отношений мы отстаем от наших российских коллег, которые давно уже идут по пути реформы. Они достигли основного - поменяли систему взаимоотношений между субъектами хозяйствования. Это и является сегодня для нас приоритетным - внедрить такую же систему у нас в городе. Главное в этом деле - ваше понимание, доверие и поддержка.

          - Вас беспокоит Юрий Владимирович. Мы живем в условиях тотального подорожания буквально всего: транспорта, энергоносителей, квартплаты. А зарплату нам собираются повышать?

         - Но вы же не станете отрицать, что минимальная заработная плата постоянно растет? С июля этого года она составляет уже 450 гривен. Ведь основная цель новой власти - развитие экономики нашей страны. Наш регион - ее составная часть, и у нас в этом отношении тоже сегодня многое делается. Ведь чтобы повысить благосостояние, необходимо больше зарабатывать. Из ничего нельзя поднять уровень зарплаты.

         Но средний уровень зарплаты все время растет, за год он составил около 20 %. Дорожание жизни - процесс неизбежный, и его надо пережить. В том числе - и повышение тарифов на услуги ЖКХ. Это нас приучит платить только за полученные услуги - в дальнейшем, поверьте, все будет только так! И если мы будем исправно платить, у нас появятся деньги и на саму отрасль, и на ее развитие, и на возможность пересмотра тарифов в сторону их уменьшения.

          - Здравствуйте, я Галина Филимоновна, пенсионерка. Услышала недавно из новостей, что в городе будет новый расчетный центр, но ведь он уже существует на базе "Мегабанка".

         - Мы ни в коем случае не добиваемся, чтобы предложенная нами схема нового информационно-расчетного центра заменила систему, базирующуюся на "Мегабанке".

         Но для наших структур, организаций и населения было бы более удобно работать именно с информационно-расчетным центром.

         - А я так не думаю... Если я плачу какой-то обслуживающей меня организации, например "Теплосети", я могу напрямую позвонить им и сказать, что у меня нет отопления, сделайте перерасчет. А зачем мне дублирующие организации - сначала я звоню в этот расчетный центр, он - еще куда-то...

         - Нет, все совсем не так! В каждом микрорайоне будут организованы районные филиалы центра обслуживания населения. Вам домой принесут единую квитанцию к оплате, и, если у вас возникли вопросы по ее содержанию, вы можете в ближайшем филиале центра выяснить все проблемы. И тут же вы можете оплатить абсолютно все услуги в одном окошке, не бегая ни к тепловикам, ни к энергетикам... Кроме этого, вы сможете воспользоваться услугами паспортистки, инженера, другого специалиста, который вам необходим. Все очень удобно.

          - Добрый вечер, Фазиль Севиндикович, меня зовут Оксана. Скажите, целесообразно ли принимать на баланс города такое убыточное предприятие, как "Харьковский метрополитен"?

         - А можно уточнить, вы хотите узнать мое мнение, мнение горсовета или мнение территориальной громады?

         - Ну мы же с вами разговариваем, значит - ваше.

         - Тут много есть "за" и "против". Во всем мире метрополитен убыточен, дотируется государством и находится в городской собственности. Но при этом он как объект повышенной опасности и как объект очень важный для любого мегаполиса, ибо перевозит большую часть населения города, находится на особом счету и у Министерства транспорта. И, соответственно, финансируется его развитие и обновление. На строительство метрополитена горсовет уже в этом году выделил очень большие деньги -около 40 млн. грн., при этом практически ничего не получив от государства. Льготный контингент пассажиров - пенсионеры, студенты, учащиеся - это большая социальная проблема для города. Поэтому данный вид транспорта должен быть в собственности города, как бы дорого не стоило его строительство и содержание. Мы готовим сегодня необходимые документы, бизнес-проект, оговаривая в них и систему дотации: что мы будем иметь, если возьмем метро в собственность города. Убыточный и без дотации мы его не возьмем. Только заручившись поддержкой государства в выплате долгов, продолжении строительства, оплате проезда льготного контингента, мы пойдем на этот необходимый шаг. Мы уже подсчитали, сколько всего нужно, в том числе и на техническое перевооружение, смену и поддержку подвижного состава. При поддержке Министерства транспорта мы будем управлять метрополитеном. Это ведь огромный подземный город в самом городе, и нам не безразлично, каким он будет!

          - Здравствуйте, меня зовут Алексей, я исправный плательщик по всем видам услуг, долгов у меня нет, но если у меня вдруг "побежал" кран, с кого я могу спросить в предлагаемых вами новых условиях деятельности ЖКХ?

         - Из концепции реформирования вы уже знаете, что в микрорайонах будут организованы управляющие компании, с которыми должны заключать договора жильцы или председатели ЖСК или ОСМД. В данном случае мы не надеемся, что абсолютно все жильцы подпишут договора с компаниями, в которых выставят свои условия по получению и оплате необходимых услуг. Мы планируем, что через городское коммунальное предприятие "Жилкомсервис" будут подписаны договора с поставщиками услуг, в которых будут расписаны обязанности предприятия в любых условиях: авария, утечка и так далее. И еще одним договором через коммунальное предприятие "Жилкомсервис" управляющие компании отметят, что в микрорайоне они обслуживают внутридомовые сети качественно и в срок, без каких-либо дополнительных доплат. Обслуживающих предприятий будет в городе много. И если вас не устраивает качество работы одного, вы коллективно, всем домом можете отказаться от его услуг и перейти к обслуживанию другим предприятием. Частный бизнес в сфере ЖКХ - это неизбежно. Чтобы повысить не только качество обслуживания, но и ответственность. Это создаст конкурентоспособность, ведь за оказание вам услуг фирмы будут бороться друг с другом. Вам же останется выбрать лучшую и более надежную. И никто вам некачественное обслуживание за ваши деньги навязывать не будет.

          - Здравствуйте, меня зовут Тамара Ивановна. Об эксперименте по реформированию ЖКХ в Киевском районе города я уже наслышана. Но пока я в этом проекте не увидела никакого реформирования: соединение нескольких ЖЭКов в один уже было пять лет назад и ни к чему хорошему не привело. Второе: деньги будут поступать на расчетный счет службы заказчика. Но как я смогу убедиться, что хотя бы часть этих средств будет поступать на решение проблем именно моего дома?

         - Мы действительно провели анализ хозяйственной деятельности жилищных организаций Киевского района и определили принципы проведения реформы на базе этого района. Основная концепция - создание новых рыночных отношений между поставщиками и потребителями услуг. Работа эта ведется исполкомом довольно высокими темпами, и в ближайший месяц вы увидите активность горсовета в этом направлении. Реформа - это не объединение ЖЭКов. На рынок пришли предприятия, которые умеют качественно работать, и наша задача - сделать так, чтобы население получило от них достаточное количество качественных услуг. Для этого на конкурсных условиях мы выбираем управляющую компанию, которая будет на совершенно ином качественном уровне обслуживать потребителя. Что касается услуг, оказанных вашему дому и затрат на них, вы сможете проследить их по своей единой квитанции. И если вы увидите, что у вас что-то не работает по заключенному вами с управляющей компанией договору, вы вправе потребовать немедленного ремонта или же не оплачивать эту услугу. А в крайнем случае можете просто сменить компанию по согласованию с другими жильцами вашего дома. Главное при проведении реформы - интересы клиента, потребителя. В этом - основная ее суть.

 

Подготовил Георгий КОСТИН, фото Михаила КУЧНЕВА

Наша справка:

         Фазиль Севиндикович Аббасов родился в сентябре 1959 года. Образование высшее: в 1985 году с отличием закончил Харьковский инженерно-экономический институт. Получив диплом, до 1991 года работал в органах государственной власти, затем до 2006 года был генеральным директором предприятия по производству теплообменной аппаратуры. С июня этого года - советник Харьковского городского головы по экономическим вопросам.

         Женат, воспитывает двоих сыновей.

         Хобби: спорт и бильярд.

         Жизненное кредо: во всем быть честным.

     Источник