М. Гаевский: «Я знаю как образуется цена, но мне от этого не легче»

Михаил Гаевский раскритиковал новые тарифы в области ЖКХ.


Вопросы члена рабочей группы по реформированию ЖКХ, председателя общественной организации «Трудовая Харьковщина» Михаила Петровича Гаевского о реальности расчётов новых тарифов на прошедшем 28 августа заседании ставили в тупик многих ответственных лиц коммунальных предприятий и горисполкома.

Вопросы касались экономической обоснованности расчётов тарифов. Внятных ответов по сути от докладчиков харьковчане так и не услышали.

На заседании рабочей группы 28 августа вы наиболее аргументировано критиковали новые тарифы. В частности, вы поднимали вопрос  "придомовых территорий" и говорили, что эти цифры взяты с потолка. Почему?

Цифры с потолка... В тарифах, когда они обсчитывались, присутствует термин "придомовая территория". Придомовые территории определяются исходя из земельного кодекса Украины и ДБН (ДБН - это «державні будівельні норми»). Согласно этим документам, эта территория определяется в зависимости от санитарных норм, противопожарных норм, подъездов, заездов и т.д. Кроме всего прочего, такая работа по определению величины придомовых территорий должна быть проведена администрацией. Но эта работа в Харькове не выполнена. Поэтому непонятно: «придомовая территория» - сколько это.

Допустим, мне приходит тариф или я заключаю договор с жилищной организацией (ЖО), где написано, что придомовая территория стоит столько-то. У меня мгновенно возникает вопрос: сколько это от дома? 3 сантиметра? 3 метра? Или 3 километра? Кроме того, придомовая территория зависит от высоты, этажности здания, от количества проживающих в нём людей.

То есть, еще раз возвращаюсь к тому, что такая работа в Харькове пока, к сожалению, не проведена.

Скажите, пожалуйста, насколько вообще реальны предлагаемые тарифы?

Наверное, нереальны. Тарифы, наверно, можно и нужно повышать, но необходимо соблюдать 3 составляющие: они должны быть юридически обоснованны, они должны быть экономически обоснованы, они должны быть социально обоснованы.

Так вот, социальная составляющая начисто отсутствует. Потому что, допустим, «Тепловые сети» на тепло и горячую воду повышают тарифы в 3,54 раза или 3,56 - я сейчас точно не помню. Значит, это совершенно немыслимая цифра и нормальный человек, обычный среднестатистический наш, он оплачивать эту услугу не может. Поэтому, значит, о социальной составляющей не может быть и речи.

Что касается юридической составляющей – здесь налицо тоже явные противоречия. Почему? Потому что у нас есть два наиболее проблемных предприятия в Харькове - это КП "Вода" и КП "ХТС".

Из этих двух наиболее проблемным является КП "ХТС" по не оказанию услуг или по оказанию некачественных услуг.

КП "Вода" не выполняет требования действующего законодательства. Норма по действующим законам Украины у нас должна быть 9,1 куб. м в месяц на человека. У нас действует норма 11,1 (8,1 куб. м - холодная вода, 3 куб. м  - горячая). Поэтому, если мы возьмем этот тариф, который предлагает "Очиствод" и КП "Вода" и опустимся до уровня, которого требует законодательство – то окажется, что тарифы не такие уж и большие.

Особняком стоит предприятие «Харьковкоммуночиствод», где тарифы наиболее близки к реальным, т.е рост с 0,28 грн. до 0,45 - это вполне реальные цифры.

Что касается КП «ХТС», они не заключили договора с потребителями, смежниками, ЖО, также и КП "Вода" – они отказываются признавать себя исполнителями услуги. То есть –
некуда жаловаться.

Экономическая составляющая. К сожалению, в тех материалах, которые нам выдали на рабочей группе, отсутствует расчет самого тарифа непосредственно. Там просто приведена цифра, какой он должен быть. Но из чего этот тариф складывается – там этого нет.

Скажите, вы, как участник рабочей группы, знаете, каково ценообразование тарифа?

От того, что известно мне, как образовывается цена, легче не становится. Почему? Потому что, если я заказываю цену – я заказываю музыку, я должен знать, из чего этот тариф складывается. Ни одно из предприятий расшифровки не дали. Мы подготовили запрос на имя директоров предприятий. Мы, члены моей команды, хотим убедиться, насколько объективны запрашиваемые цены на услуги.

У меня есть очень большие сомнения в объективности этих цифр. Очень большие сомнения. В частности, могу сказать, что тепловые сети запрашивают нереально.

В «Анализе регуляторного влияния к проекту решения исполнительного комитета Харьковского городского совета «Об установлении тарифов на услуги по содержанию домов,  строений и придомовых территорий (квартирную плату)…» прогнозируется 100% возмещение  гражданами стоимости услуг после повышения тарифов? Насколько это реально?

Совершенно это нереально. Никаких 100% не будет.

Дело в том, что по закону, если тариф не покрывает всех затрат на услугу, то компенсация должна поступать из местного бюджета.

Второй момент, люди имеют право на субсидию, если плата превышает 20% совокупного дохода. Из-за повышения тарифов, выходит сложная цепочка посредников. Проще было бы просто из государственного бюджета отдать предприятиям недостающую сумму.

Прогнозы о том, что 100%? Нет, я не верю в то, что доходы наших людей вырастут настолько, что они смогут оплачивать вот эти новые тарифы из своих заработных плат, пенсий, стипендий…

И все же,  каков ваш прогноз по возможному уровню оплаты?

Значит, если порядок оплаты, назначения субсидий, то есть весь этот порядок останется, как сейчас – то уровень оплаты упадет, потому что люди плюнут и платить не будут. Тем более, что качество услуг отвратительное.

Вода не соответствует ГОСТ 82-го года. Это данные ГорСЭС. Услуги «ХТС» – отвратительны: вода должна быть 50 градусов. Если температура ниже 40 – то платить не надо. То же самое - отопление: либо морозят, либо перегревают. Почему потребитель должен платить за то, что «ХТС» не умеют работать?

Я прогнозирую, что люди за некачественные услуги платить не будут и начнут бороться другими методами, которыми, кстати, рекомендую воспользоваться я.

Какие это методы?

Эти методы очень простые, они описаны во всех наших законодательных актах нормативно-правовых. Это – составление соответствующих актов претензий с подписями не менее 2-х потребителей на те или иные недостатки. И если исполнитель на это не реагирует – тогда реагирует прокуратура и суд.

 

Вера Белкина