С. Кадыгроб: «Наша задача — создать комфортабельные условия жизни для харьковчан»

Чистые улицы и ровные дороги, светлые подъезды и уютные дворики, — таким видят харьковчане свой родной город, пожалуй, только во сне. Впервые ежегодный двухмесячник по благоустройству Харькова затянулся на неопределенный срок, и город будоражат слухи о ра


— Сергей Владимирович, вам доверили ответственность, пожалуй, за самую проблемную сферу в Харькове. Как вы оцениваете состояние дел в ЖКХ, и есть ли у вас опыт решения проблем в этой сфере?

— Ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве Харькова очень напряженная. Те проблемы, которые накапливались годами, к сожалению, не нашли своего разрешения в рамках существующей программы реформирования ЖКХ. Поэтому городские власти обратились к новым методам реформирования этой достаточно непростой сферы, чтобы внести в нее элементы и конкуренции, и самоконтроля, и самоорганизации жителей, не привлекая для этого значительные бюджетные средства. Но есть очень много факторов, которые усложняют нашу работу: это и действия государства по повышению тарифов, и ограничение тендерных закупок и другие.


Что касается моего назначения на эту должность, то я считаю, пришло время реализовать в сфере жилищно-коммунального хозяйства совершенно иные подходы и для этого, соответственно, необходим взгляд со стороны. Тем более у меня есть достаточное количество помощников, которые имеют большой опыт работы в этой сфере.


— Недавно в горсовете была создана рабочая группа по внесению изменений в программу реформирования ЖКХ на 2003-2010 годы. Что именно планируется в ней изменить, и что принципиально нового предусмотрено этой программой?


— Прежде всего, мы хотим изменить отношение работников жилищно-коммунальных предприятий к выполнению своих обязанностей и усилить контроль за качеством работы. Например, мы проверили одно из дорожных предприятий и выявили, что сметы на ремонт дорожного покрытия были завышены в 2-3 раза! После этого мы потребовали с них выполнить дополнительный объем работ. Ведь они используют бюджетные деньги, а мы должны их считать.


Сама же реформа ЖКХ коснется трех уровней: органов власти, жилищно-коммунальных предприятий и жителей. На ближайшую сессию горсовета будет вынесен вопрос о создании КП «Жилкомсервис», которому предстоит выполнять функции службы единого заказчика и выступать посредником между всеми структурами, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, и населением. Это предприятие будет организовано с единственной целью — создать комфортабельные условия жизни для харьковчан. Поэтому необходимо ввести элемент конкуренции и частного бизнеса: на выполнение тех или иных ремонтных работ будут объявляться тендеры, и та организация, которая предложит наименьшую цену и наибольший перечень услуг, и станет исполнителем. То есть подразделения «Жилкомсервиса» на местах смогут заключать договора-подряды с частными слесарями и сантехниками, которые выполнят свою работу более профессионально, чем их коллеги, сидящие на зарплате в ЖЭУ. При этом мы будем платить слесарям за конкретную работу в конкретное время (например, во время подготовки к отопительному сезону), а не содержать их, как сейчас, круглый год в штате. Сегодня зарплата одного работника жилищно-коммунальной сферы со всеми налогами в среднем обходится бюджету в одну тысячу гривень, а таких работников у нас в Харькове около семи с половиной тысяч. За счет пересмотра функций ЖЭУ мы сможем оптимизировать эти расходы. Например, если основные жилищные услуги будут предоставлять через «Жилкомсервис» частные структуры, то у бывших ЖЭКов могут остаться только две функции: учет жильцов и сбор квартплаты.


Внедрять новую систему мы можем начать в каком-то одном районе города уже с осени этого года.


— Очевидно, что такая реформа всей жилищно-коммунальной сферы повлечет за собой увеличение квартплаты. А ведь ее снижение было предвыборным «козырем» Михаила Добкина...


— Городской голова Михаил Добкин действительно пообещал, что до 1 января 2007 года тарифы квартплаты меняться не будут. Нами создана рабочая группа по реформированию отношений в жилищно-коммунальной сфере и подготовке предложений в тарифной политике. В нее входят более 100 человек: представители всех политических партий, депутатских групп, общественности, ученые, которые и выработают подход к формированию нового тарифа. Повышение тарифов в прошлом году не было воспринято горожанами, потому что в него включили те работы, которые жилищники никогда не выполняли и не смогли бы выполнять из-за отсутствия необходимых для этого ресурсов, в том числе людских. Мы же включим в тариф реальные услуги, качественное выполнение которых мы сможем обеспечить. Например, вывоз мусора, уборка придомовой территории и освещение мест общего пользования (лестничных площадок). Все дополнительные услуги (например, уборка подъездов) будут предоставляться по желанию жителей конкретного дома. При этом жильцы будут участвовать в приемке работ и оценке их качества – мы намерены всячески стимулировать создание любых форм самоорганизации граждан (уличкомов, домкомов).


— Мэр Харькова заявил также о своем несогласии с инициативой Кабмина дважды в год поднимать тарифы на газ и электроэнергию. Можно ли не выполнять распоряжение правительства в отдельно взятом городе?


— У нас есть обоснованные сомнения в законности решений, которые принимает НКРЭ. Проанализировав их, наши юристы предложили их оспорить. Мы предпримем все возможные действия, чтобы очередное повышение тарифов не произошло, подключим для этого и Ассоциацию городов Украины, и те лоббистские возможности, которые есть у нас в Верховной Раде, — используем все официальные и неофициальные каналы влияния на данную ситуацию. Но если уполномоченный орган принимает решение, которое находится в его компетенции, вполне законно, то мы вынуждены его выполнять. При этом центральные органы власти, принимая подобные решения, несут ответственность и за их последствия.


— Каким же будет предстоящий отопительный сезон, если тарифы на газ вновь подымут? Нам предстоит вернуться к «веерным» отключениям?


— Без сомнения, отопительный сезон будет напряженным. Но вопреки заявлениям Кабмина, он не имеет права отключать должников целыми районами или городами! Если же это произойдет, то государство продемонстрирует полный правовой нигилизм. Мы делаем все от нас зависящее, чтобы отопительный сезон прошел благополучно: дважды в неделю во всех районах города заседают штабы по подготовке городского хозяйства к зиме, проверяются и восстанавливаются системы теплоснабжения. Хотя некоторые должностные лица (заместители начальников управлений коммунального и жилищного хозяйства, районные руководители) эту работу завалили, и активная подготовка началась вместо февраля только в мае. Зачастую пока из горсовета им не поступают четкие предписания о том, что надо делать, никто даже не шевелится...


— Какие-то новые технологии уборки снега будут применяться, чтобы город вновь не оказался в таких сугробах, как прошлой зимой?


— Технология одна: снег нужно просто убирать. Прошлой зимой снег не убирали в результате неспособности коммунальных служб к эффективной работе. Мы постараемся преодолеть их сопротивление и инерционность.


— Харьковчане отмечают, что после выборов город стал гораздо грязнее. Что происходит с вывозом мусора?


— Дело в том, что система вывоза мусора была построена очень неэффективно: она финансировалась из городского бюджета, а бюджет был составлен таким образом, что деньги закончились еще в апреле. То есть денег не платят – мусор не вывозится, и проблема решается исключительно в ручном режиме. Поэтому было принято решение существовавшую ранее систему изменить и финансировать из бюджета только зарплату работников ЖЭУ, а вывоз мусора они должны осуществлять за деньги, собранные с жильцов (то есть за счет поступлений от квартплаты). До 30 июня планируется вывезти из города весь мусор, и с 1 июля накопления мусора, я надеюсь, не будет. Если новая система не заработает, то люди, отвечающие за вывоз мусора, будут работать в другом месте... Дело в том, что ЖЭКи просто развратили системой бюджетного финансирования. Помимо сбора квартплаты и оказания населению дополнительных услуг за дополнительную плату, они еще требуют бюджетного финансирования! Кроме того, у нас искусственно создана монополия на вывоз мусора, когда каждый район закреплен за определенным перевозчиком, и он, желая показать свою значимость, начинает вывозить мусор не каждый день, а, к примеру, раз в три дня. Отныне вывоз мусора можно заказать любому перевозчику. Это очень выгодный бизнес, которым готовы заняться многие, ведь это работа, которая приносит деньги каждый день. Но даже если не придут альтернативные перевозчики, мы имеем возможность заставить свои коммунальные предприятия, в распоряжении которых находится 54 мусоровоза, работать в две-три смены, и таким образом сможем вывозить из города весь мусор за один день. В крайнем случае – купим, возьмем в аренду или лизинг еще несколько десятков машин.


— Почему в этом году пришлось продлить санитарно-экологический двухмесячник «Чистый город» на неопределенный срок?


— Потому что мы не согласились с тем качеством работ, к которому привыкли коммунальные службы. Мы считаем, что уборка города должна происходить качественно и постоянно.


— В Харькове сегодня не работают 280 лифтов. Ситуацию еще больше омрачил несчастный случай с ребенком, который серьезно травмировался в лифте. Когда в городе починят все неработающие лифты, ведь это также было одним из предвыборных обещаний городского головы?


— Согласно разработанному нами плану и возможностям городского бюджета, все лиф- ты будут отремонтированы или заменены в течение трех лет. В этом го-ду будет восстановлено 49 лифтов (для этого в бюджете предусмотрено 2 миллиона 740,9 тысяч гривень), в 2007 году – 65 лифтов на сумму 7 миллионов 299 тысяч гривень. Сейчас проходит проверка технического состояния всех без исключения лифтов и переаттестация персонала, который их обслуживает. Естественно, сначала мы будем восстанавливать лифты в тех подъездах, где существует всего один лифт и он не работает, а затем – лифты в подъездах, где их два и более.


— Проблема Харькова, ставшая «притчей во языцех», — это дороги. Автомобилисты уже жалуются не столько на разбитые дороги, сколько на оставленные дорожниками выбоины, в которых нередко приходится терять колеса. Что делает для улучшения дорог новая власть?


— Прежде всего, мы усилим контроль качества ремонта дорог и проверим все дороги, которые будут ремонтироваться в этом году. Ситуации, когда во время проведения латочного ремонта дороги вырубка асфальта производится на глубину меньше нормативной и сверху кладется новый асфальт, который тут же смывает первым дождем, больше не будет. Ведь по-другому, кроме как безалаберностью, бесхозяйственностью и прямым ущербом государству, это не назовешь. Поэтому таких «ремонтников» мы будем привлекать к ответственности. В этом году в Харькове планируется капитально отремонтировать все основные магистрали на сумму 16 миллионов гривень, а также направить порядка трех миллионов гривень на ремонт внутриквартальных дорог.


— В подконтрольной вам сфере действительно много проблем. Наверняка у вас есть мечта, связанная с профессиональной деятельностью?


— Да. Наладить систему жилищно-коммунального хозяйства в Харькове таким образом, чтобы она работала слаженно и эффективно, а харьковчане испытывали чувство гордости за свой город.


По материалам: Новый день.com