Дурак. Опять скандал устроил. Может, развестись с ним?

Проблемы и неприятности бывают у всех. Часто они так переполняют, что хочется хоть с кем-то поделиться. Но, как назло, лучшая подруга в отпуске, а от остальных сочувствия и понимания не дождешься.


Говорят, в Америке в таких ситуациях обращаются к психоаналитику. Платят деньги за профессиональное выслушивание, профессиональные советы.

Существует еще некий промежуточный вариант между плаканьем в жилетку и психологом: это телефон доверия.

В 1958 году в Лондоне заработал первый телефон доверия. Его основатель, англиканский священник Чад Вара, прочитал в газете о росте количества самоубийств и подумал, что этим людям не с кем было поговорить. Тогда он дал объявление в газету с номером своего телефона. Скоро его телефон раскалился от огромного количества звонков.

В Харькове работает несколько телефонов доверия. Их работа организована по-разному.

Например, телефон «Довира» работает с одиннадцати до шести вечера в рабочее время, а телефон «От сердца к сердцу» — с шести вечера до шести утра. Телефон «Нить Ариадны» организован силами общественной организации при поддержке управления образования Киевского района Харькова.

Работу харьковской областной службы психологической помощи обеспечивает облгосадминистрация.

Важна еще и нацеленность на разные социальные группы. В Харькове, например, можно позвонить на «Всеукраинскую детскую линию», а можно обратиться в женский кризисный центр.

Абонент телефона доверия «Довіра» Елена Пилипенко: «Мне не хотелось рассказывать родителям, что у меня какие-то проблемы. Я хотела, чтобы они знали, что у меня все хорошо»

Председатель правления общественной организации «Психокультура» Андрей Халин: «Пример одной истории, когда молодой человек не мог жениться. У него была такая проблема: он слишком быстро принимал решения и предлагал руку и сердце девушкам. Они, естественно, от него бежали. И он удивлялся, почему так происходит».

Перемены в обществе меняют и отношение к проблемам. Например, в 90-х были звонки, когда люди готовы были наложить на себя руки из-за долгов. Сейчас звонят, жалуясь на несостоявшееся финансовое благополучие.

Какие-то темы остаются вечными. Это и употребление наркотиков, и конфликты в семье или на работе.

Елена Пилипенко: «У меня были проблемы в коллективе. Мне нужно было принять решение. Я занималась любимым делом. Мне казалось, что жить без него не могла. У меня стал такой вопрос: либо уходить из коллектива, то ли оставаться и терпеть предвзятое отношение ко мне».

Когда человек обращается по телефону доверия, то первая задача консультанта — снять психологическое напряжение. В такой ситуации важно не высказывать личных оценок, быть внимательным. Консультантам запрещено навязывать свои убеждения или оказывать давление на абонента в вопросах политики, философии или религии.

Елена Пилипенко: «Поначалу очень сильно нервничала, потому что человек незнакомый, я его не знаю. Но когда договорила, поняла, что настолько близкий мне этот человек»

На телефонах доверия работают либо профессиональные психологи, либо люди, прошедшие специальную подготовку.

Прежде чем человека допустят к самостоятельной работе, его готовят целый год. Однако многие долго не выдерживают. Здесь большая текучка кадров.

Андрей Халин: «В среднем продолжительность работы на телефоне — это 2 года. А есть профессиональная работа телефонов, когда консультанты каждый день приходят и работают по 8 часов. Вот эти не выдерживают и года».

У всякого в жизни иногда случается так, что некуда больше пойти. И тогда эти люди помогут разобраться в себе, оставят шанс пусть небольшой, но часто спасительной надежде. Взгляд со стороны многим из нас помогает понять себя же.

Преподаватель кафедры прикладной психологии Университета гражданской защиты Украины Виктор Носенко: «Другой человек в этом смысле не средство, а цель».